Евгения Шатохина

Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС К записям

С началом каждого нового финансового года для многих налогоплательщиков особенно актуальным становится вопрос о том, какие же действия предпринять с точки зрения наиболее эффективной оптимизации налогообложения своего бизнеса. Особенно решительным маневром в этом смысле можно считать смену налогового режима. Но прежде чем принять столь ответственное решение, стоит рассмотреть все законные методы минимизировать налоговые платежи в рамках применяемой, уже хорошо известной бухгалтеру и руководителю налоговой системы. 

В данной статье мы рассмотрим особенности применения и реальные преимущества использования, которыми отличается льгота, предусмотренная статьей 145 Налогового кодекса РФ. В связи с тем, что указанная льгота относится к правовому полю общего режима налогообложения, то ее практическая реализация будет интересна большинству представителей малого бизнеса, работающих с НДС, и хозяйствующим субъектам, временно приостановившим коммерческую деятельность, но не изъявившим инициативу по ликвидации юридического лица или закрытию ИП.

Итак, положения ст. 145 НК РФ предоставляют лицу возможность воспользоваться полным освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, что подразумевает, в первую очередь, прекращение обязанности по исчислению и уплате налога и ежеквартальному представлению налоговых деклараций по налогу. Особенно привлекательна данная льгота своим уведомительным характером и государственным предоставлением права начать ею пользоваться с первого числа любого календарного месяца. Уведомительный характер подразумевает отсутствие у субъекта обязанности испросить у государственного органа разрешения (дозволения) использовать ту или иную привилегию. Право подать соответствующее уведомление на льготу с началом каждого месяца дает шанс на обоснованную налоговую оптимизацию в наиболее подходящий для финансовых интересов лица момент, а не с началом нового календарного года, как это принято, например, с переходом на упрощенку. 

Суть налоговой льготы

На указанную льготу по НДС имеют право организации и индивидуальные предприниматели, в деятельности которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 000 000 рублей. Право на льготу действует в течение 12 календарных месяцев.

При любом уровне выручки не имеют право на освобождение лица, реализующие в рассматриваемом периоде подакцизные товары:
  • Этиловый спирт;
  • Спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9% (категория имеет установленные кодексом исключения);
  • Алкогольная продукция;
  • Табачная продукция;
  • Автомобили легковые;
  • Мотоциклы с мощность двигателя свыше 150 л.с.;
  • Автомобильный бензин;
  • Дизельное топливо;
  • Моторные масла;
  • Топливо печное бытовое.
Определением Конституционного Суда РФ от 10.11.2002г. №313-О установлено, что лица, осуществляющие реализацию одновременно подакцизных и неподакцизных товаров, имеют право на освобождение в части выручки, полученной от реализации неподакцизных товаров при условии ведения раздельно учета в деятельности.

Также запрет на использование льготы введен на обязанность, возникающую в связи с ввозом товаров на территорию РФ, что затрагивает интересы плательщиков-импортеров.
Лица, применяющие льготу, должны представить соответствующее письменное уведомление с пакетом подтверждающих право документов в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, с начала которого они пользуются данным освобождением.

Форма Уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС утверждена Минфином в Приказе от 04.02.2007г. №БГ-3-03/342 и представляет собой простейшее заявление на одной странице, пункты которого доступны для восприятия не только профессионального бухгалтера, но и человека, не имеющего профильного образования и опыта. 
Подтверждающие документы:
  • Выписка из бухгалтерского баланса;
  • Выписка из книги продаж;
  • Копия журналов полученных и выставленных счетов-фактур;
  • Выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (только для ИП).
Для лиц, перешедших на общий режим с иных режимов налогообложения к представлению обязательны выписки из соответствующих учетных регистров. 
Основная схема применения льготы достаточно проста и понятна, но через призму практического использования обретает некоторые особенности, которые следует иметь ввиду и учитывать всем заинтересованным лицам.

Практическая реализация нормы закона?

Прежде всего, следует определиться с порядком расчета суммы выручки. Казалось бы, статья дает исчерпывающую информацию, но некоторые нюансы все же вводят в заблуждение налогоплательщиков, которые лишаются права на льготу по совершенно несущественным основаниям. 

Во-первых, определение самого понятия «выручка» следует искать в части первой НК РФ, понимая, что часть вторая не дает каких-либо расширительных или уточненных толкований этой категории.

Во-вторых, необходимо правильно ориентироваться в сроках и периодах. Так, для расчета предельной нормы выручки учитываются суммы за каждые три последовательные календарные месяца. Никакого отношения и привязки к привычным кварталам этот метод не имеет. Например, с целью расчета суммы можно брать февраль-март-апрель или декабрь-январь-февраль, не взирая на прекращение одного финансового года и начало другого. Любые три последовательные друг другу месяца должны быть также и полными. То есть, для лица, зарегистрировавшегося 13 марта, март уже не может быть включен в расчет. Эта особенность очень актуальна для вновь созданных организаций, которые интересуются действием статьи 145. Каждому такому лицу придется отработать по три полные месяца, чтобы иметь возможность подтвердить право на льготу.

В-третьих, большое внимание следует уделить пакету подтверждающих документов. Так, многих смущает, и вполне оправданно, выписка из бухгалтерского баланса, которая в соответствии с позицией налоговиков должна иметь данные о суммарной выручке за исследуемые три месяца. Но, как известно, бухгалтерский баланс не содержит сведения о выручке. Здесь целесообразно обратиться к Форме №2 Отчет о прибылях и убытках, но составить требуемый документ, озаглавив его как Выписка из бухгалтерского баланса. Возможно, ввиду этого противоречия, госорганы не устанавливают точную форму этого документа. Он составляется в свободной форме, заверяется печатью и подписями руководителя (ИП) и главного бухгалтера (при его наличии) и содержит информацию об общей сумме выручки за соответствующий период с расшифровкой по месяцам. 

Возможный образец Выписки
ООО «Несуществующее»
ИНН 0000000000 КПП 000000000
Юр.адрес: город, улица, номер стр.

Выписка из бухгалтерского баланса за период с 01.12.2013г. по 28.02.2014г.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) Общества за период с 01.12.2013г. по 28.02.2014г. без учета НДС составила 936 000 (девятьсот тридцать шесть тысяч) рублей, в том числе:
За декабрь 2013г. – 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей;
За январь 2014г. – 360 000 (триста шестьдесят тысяч) рублей;
За февраль 2014г. – 456 000 (четыреста пятьдесят шесть тысяч) рублей.
Директор ООО «Несуществующее» ________________ Иванов А.А.
Гл.бухгалтер ООО «Несуществующее» ________________ Петрова А.А.
М.П.
Дата 13.12.2013г.

Этот документ носит, в принципе, информативный характер, обобщая основную информацию по заявке на льготу. Куда более серьезно налоговый орган отнесется к рассмотрению книги продаж и журналов учета по счетам-фактурам. Самым доступным вариантом предоставления выписки из книги продаж является подготовка заверенных копий соответствующих ее листов, охватывающих искомый период деятельности фирмы или ИП. С журналами выставленных и полученных счетов-фактур дело обстоит немного серьезнее, так как непременно следует учитывать саму суть и порядок ведения этих регистров, которые подразумевают подшивку в хронологической последовательности непосредственно самих счетов-фактур, а не просто составление банального перечня. В следствие этого, каждый налогоплательщик должен быть готов предоставить в инспекцию копии всех до единого счетов-фактур, выставленных или полученных за период. Особенно этот вопрос становится проблематичным при подтверждении права на льготу, которого не может избежать ни одно привилегированное лицо, когда информация предоставляется за все прольготированные 12 месяцев. Надо полагать, что законодатель предполагает возможный большой объем надлежащих к копированию документов, но исходит из общего смысла предоставления льготы, когда за возможность пользования освобождением в течение года единожды можно понести некоторые неудобства и расходы. Исключение здесь не предоставляется никакой категории плательщиков. Хотя следует отметить, что известны случаи дозволения выборочного копирования счетов-фактур по результатам индивидуального ходатайства на имя начальника инспекции с указанием оснований, повлекших затруднения в предоставлении полного пакета документов.

После того, как документы подготовлены, их необходимо в срок передать налоговому органу. Передача может быть осуществлена лично руководителем, любым лицом по доверенности либо почтовым отправлением. Важно соблюсти сроки отправления по почте, так как пункт 7 ст.145 НК РФ определяет дату предоставления документов по почте как шестой день с даты их отправления. То есть, необходимо направить пакет документов не позднее 14-го числа того месяца, с начала которого лицо пользуется освобождением.

Далее возникает вопрос о том, каким же образом будет реализовано право на льготу после совершения налогоплательщиком всех вышеуказанных действий. По общему правилу освобождение действует 12 календарных месяцев, и лицо не имеет право от него отказаться, но при этом может утратить соответствующее право, нарушив одно из условий, которые логично вытекают из требований к первоначальному предоставлению льготы. Иными словами говоря, требования к выручке, работе с подакцизными товарами и импортной деятельности остаются актуальными на всем протяжении двенадцатимесячного периода.

Опять же, наиболее востребованным в этом плане будет являться навык плательщика подсчитывать выручку календарными месяцами, а не кварталами. То есть, попросту говоря, нет предельной суммы за 12 месяцев, есть предельная сумма за каждые три – это 2 000 000р. 

Пример.
ООО «Несуществующее» имеет следующие показатели выручки (без НДС) помесячно за произвольные 12 месяцев. Отвечают ли эти показатели требованиям статьи 145 НК РФ?
Февраль 2013г. – 0 рублей;
Март 2013г. – 0 рублей; 
Апрель 2013г. – 1 000 000 рублей;
Май 2013г. – 1 000 000 рублей;
Июнь 2013г. – 1 00 000 рублей;
Июль 2013г. – 0 рублей;
Август 2013г. – 0 рублей;
Сентябрь 2013г. – 0 рублей;
Октябрь 2013г. – 0 рублей;
Ноябрь 2013г. – 0 рублей;
Декабрь 2013г. – 0 рублей;
Январь 2014г. – 0 рублей.

Казалось, за все 12 месяцев всего-то два миллиона сто тысяч, но гораздо важнее их помесячное распределение, которое исключает возможность применения льготы с 1 июня 2013г., когда был превышен установленный законом порог.

Приведенный пример отсылает нас к вопросу об утрате права на льготу. При нарушении любого из вышерассмотренных условий, лицо теряет право на льготу с 1-го числа месяца, в котором было допущено такое нарушение. Сумма налога за месяц, в котором право на льготу было утрачено, подлежит исчислению и уплате на основании соответствующей налоговой декларации по НДС, которая должна быть представлена в установленные для деклараций сроки в налоговый орган и будет содержать расчеты налога только по тем месяцам, когда льгота была потеряна. Если рассматривать наш пример, то Общество должно представить декларацию за второй квартал 2013 года, но исчисление в ней сумм налога будет касаться только результатов деятельности за июнь, а не за весь квартал, так как в апреле и мае Общество еще находилось под действием льготы. Обратную ситуацию мы видим и переходом на льготу, когда определенная декларация может содержать налоговую базу и вычеты, касающиеся только одного или двух месяцев, а не всего квартала, при условии, что лицо ушло на льготу не с начала соответствующего квартала.

«Постльготная» ситуация

Итак, налогоплательщик счастливо пользовался всеми выгодами освобождения в течение своего личного «года». По истечению этих 12-ти месяцев очень важно не пропустить момент предоставления в налоговый орган документов, подтверждающих право на освобождение, которые тождественны пакету первичного заявления, но охватывают не трехмесячный, а двенадцатимесячный период. Документы необходимо предоставить до 20-го числа месяца, следующего за истечением 12-месячного срока. В нашем примере – до 20-го февраля 2014 года. 

Если все же в каком-либо месяце льготное право было утрачено, то очень полезно помнить о возможности принять к вычету «входящий» НДС, уплаченный «НДСным» контрагентам за период освобождения, но используемый после утраты права на освобождение. У ситуации есть и обратная сторона, когда НДС по товарным остаткам, которые «уходят» с плательщиком на льготу, должен быть восстановлен.

Вместе с документами на подтверждение права на освобождение налогоплательщик должен направить в налоговый орган также уведомление о продлении льготы или уведомление об отказе от льготы, чтобы обозначить свою позицию на предстоящий период деятельности.

Чем и для кого привлекательна льгота?

Естественно, теоретически привлекательной данная льгота может быть для того, кто полностью соответствует требованиям ст.145 НК РФ. Налогоплательщик должен быть готов к тому, что налоговая служба в дальнейшем не удовлетворится пакетом подтверждающих льготу документов, а проведет некоторые контрольные мероприятия. Например, запросит в банке выписку по расчетному счету или истребует бухгалтерские документы по льготнику у его контрагента. Таким образом, не стоит полагаться на формальное соответствие требованиям закона, которые можно сфальсифицировать в книге продаж и счетах-фактурах.

Практически же, освобождение привлекательно для тех, кого не интересует НДС. В первую очередь, при этом НДС не должен «интересовать» и потенциальных контрагентов хозяйствующего лица, так как освобожденная от обязанностей налогоплательщика НДС фирма не сможет создать своему покупателю «входного» налога, из которого в последствии складываются вычеты, уменьшающие сумму налога к уплате. Грубо говоря, связавшись с льготником, коммерческий партнер потеряет 18% от суммы сделки, на которые, при прочих равных, он мог бы меньше заплатить налога за квартал. Эта ситуация может урегулироваться скидками, но, как можно судить, они должны быть очень значительными, что в реальности не может обеспечить практически никто. 

Но если круг потенциальных контрагентов известен либо вообще не идет речи о какой-либо приносящей прибыль деятельности, то освобождение от НДС не только экономит финансовые ресурсы, которые ежеквартально приходилось бы тратить на уплату налога, но и ликвидирует затраты средств и времени на ежеквартальную подготовку отчетности, что ко всему прочему исключает, например, вероятность получения штрафа за несвоевременное представление декларации. То есть, сохраняя уже известный объем учетной работы по общей системе налогообложения, лицо получает возможность законно не проводить часть этой работы. Важно учитывать, что обязанность выставления счетов-фактур при операциях по реализации сохраняются. Счета-фактуры оформляются с надписью «без НДС».

Неприемлем с точки зрения экономической целесообразности переход на льготу для тех лиц, которые хоть и не работают с соответствующими «НДСными» покупателями, но планируют внушительное по своему масштабу приобретение объектов ОС или товара, которое обычно сопровождается получением счета-фактуры с выделением суммы налога, если, конечно, контрагент рассчитывает налоги по общему режиму налогообложения. Такая вероятность велика ввиду того, что предел у льготы два миллиона рублей, таким образом, лицо, реализующее крупную партию товара или дорогостоящий объект ОС, явно не может также применять льготу. В случае применения освобождения, такой приобретатель теряет возможность предъявить этот входной налог к вычету и получить его возмещение из бюджета, сопровождаемое перечислением возмещенной суммы из бюджета на расчетный счет лица. Стоит внимательно просчитать соотношение выгод от освобождения и суммы возможного возмещения НДС из казны государства.


В завершении статьи хотелось бы подчеркнуть значение обоснованного анализа планируемых показателей деятельности при рассмотрении вопроса целесообразности применения норм ст.145 НК РФ, как одного из методов результативной оптимизации налогообложения. Как можно судить из сложившейся практики, схема применения льготы вполне жизнеспособна и проста, но ее содержание может удовлетворить далеко не все интересы. В случае, если такое освобождение соответствует намерениям налогоплательщика по всем параметрам, применение рассмотренной льготы станет эффективным инструментом создания фирменной налоговой политики организации или индивидуального предпринимателя.
Evgenia
Evgenia 17.02.2014 00:16, просмотры: 4784
10 сообщений на сайте
Послать сообщение Добавить в Контакты