Евгения Шатохина

Условия, повышающие вероятность проведения углубленной налоговой проверки К записям

Основная задача Федеральной налоговой службы в нашей стране - осуществлять контрольную функцию. Прежде всего, это контроль за соблюдением требований действующего налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет. Это ежедневная обыденная работа каждого налогового инспектора, который применяет весь спектр своих должностных полномочий, осуществляя проверку деятельности того или иного налогоплательщика. Но соотношение количества работников налоговых органов и налогоплательщиков таково, что остается бесспорным факт - хозяйствующее лицо может зарегистрироваться, счастливо проработать энное количество лет, ликвидироваться, но так и не попасть в поле зрения налоговиков. Почему одни плательщики без перерыва ведут переписку и тяжбы с налоговыми органами, а другие таких проблем не знают?

Определимся для начала с понятием налоговых проверок. Согласно нормам налогового кодекса в отношении плательщика может быть проведена камеральная или выездная налоговые проверки. Исходя из сути этих форм налогового контроля, можно перефразировать это утверждение таким образом: камеральная налоговая проверка в обязательном порядке будет проведена, выездная же налоговая проверка возможно будет проведена, если организация или ИП отвечает определенным критериям, которые в настоящее время находятся в широком доступе, в том числе и на официальных порталах госорганов.

В связи с этим, бухгалтеров и руководителей чаще всего интересуют особенности проведения именно камеральной налоговой проверки. Чтобы закрепить основную истину в этом вопросе, оговоримся, что камеральная налоговая проверка проводится по каждой, абсолютно каждой, налоговой декларации, поступающей в налоговый орган. Естественно, речь идет о корректно принятых декларациях, которые соответствуют установленным параметрам и прошли формальный контроль еще на стадии представления в налоговую. В ином случае налогоплательщик получает уведомление о том, что по тем или иным причинам декларация не была принята. Если вы уверены, что ваша декларация в нормальном режиме поступила в налоговый орган, то будьте уверены - в отношении этой декларации уже проводится камеральная налоговая проверка. Как известно, в течение трех месяцев или 90 календарных дней. Другое дело, что налогоплательщик может, что называется, и не ощутить на себе течение хода проверки. Пожалуй, это и будем считать за идеальный вариант развития взаимоотношений «налоговая-налогоплательщик».

Другим вариантом развития событий является проведение углубленной камеральной проверки, как ее принято негласно именовать. Она отличается применением особенных контрольных мероприятий, о которых налогоплательщику становится непременно известно, например, истребование документов и пояснений, осмотры помещений и территорий, допросы, осуществление встречных проверок с участием контрагентов, запросы в иные государственные регистрирующие органы по определенным аспектам и т.д.

Какие же именно особенности отчетности и поведения налогоплательщика привлекают внимание налогового инспектора? Ответ на этот вопрос не остается статичным с течением времени - как минимум, постоянно изменяются нормы налогового законодательства. Но традиционные «группы риска» выделить все же можно.

Разумеется, есть всем известные категории плательщиков, которые уже привыкли к плотному общению со своей инспекцией. Например, это лица, осуществляющие экспортные и импортные операции. Поэтому, если организация (ИП) планирует заняться экспортом или импортом, она должна сразу нацеливаться на четкое ведение всей сопутствующей документации, потому что избежать представления документов по сделке не удастся. Но вот далее рассмотренные в статье характеристики деятельности не так однозначно вызовут проведение углубленной проверки, поэтому рассмотрим их в порядке убывания вероятности назначения специальных мер налогового контроля.

Группа с очень высокой вероятностью проведения углубленной проверки

Это так называемые возмещенцы, льготники, убыточные и лица, уменьшившие сумму налога к уплате в уточненной декларации.

Наиболее интересна здесь, пожалуй, все же категория льготников, так как зачастую в нее попадают особенные организации - без миллионных прибылей, фирмы социальной направленности, не имеющие прямой целью деятельности получение дохода. И тем не менее именно они, не располагающие порою даже средствами на найм бухгалтера, должны собирать для налоговой пакет подтверждающих право на льготу документов. Такой порядок закреплен в п.6 ст. 88 НК РФ. Примечательно, что данный пункт затрагивает всего лишь право налогового органа на истребование подобных документов. То есть, теоретически, документация будет истребоваться далеко не каждый налоговый период, но четкого графика, разумеется, не существует. Самый большой «ассортимент» налоговых льгот предоставляет ст.149 НК РФ в главе, посвященной НДС. Учитывая общую практику весьма поверхностного внимания «льготников» к требованиям налоговых органов следует сформулировать для них следующие рекомендации. Во-первых, контролировать канал получения от инспекции корреспонденции, чтобы не пропускать никаких писем. Во-вторых, своевременно реагировать на полученные требования - выполнять свои обязанности нужно именно в срок. В-третьих, всегда вести установленный для определенного вида деятельности комплекс первичной и бухгалтерской документации, чтобы в случае необходимости предоставить его на проверку. В-четвертых, обращаться за личными консультациями к исполнителю по письму из налоговой. Налоговикам прекрасно известно, что льготники - категория проблемная, поэтому установить полный порядок в учете каждого такого налогоплательщика - это и в их интересах тоже. В результате, если в инспекции будут уверены, что конкретный налогоплательщик полностью соблюдает все требования законодательства, то интерес к нему автоматически пропадает, ведь есть еще огромное количество иных льготников, которые не реагируют на письма, не ведут нужных документов и т.п.

Возмещенцы - это лица, заявившие суммы НДС к возмещению из бюджета. Разумеется, следует понимать, что заявлена может быть сумма как в 10 миллионов рублей, так и просто в 10 рублей. В первом случае углубленной налоговой проверки следует ждать со 100%-ой уверенность, а во втором случае - кто знает. Причем нет никакого стоимостного рубежа, превышая который налогоплательщик точно может быть убежден, что на днях ему придет соответствующее письмо или поступит звонок бухгалтеру. Поэтому, даже заявляя 10 рублей к возмещению из бюджета надо быть готовым к тому, что это повлечет возможность для налоговиков «перетрясти» всю деятельность и бухгалтерию за определенный квартал. Особенно, если при этом обороты в декларации исчисляются миллионами, фирма работает с широкой сетью контрагентов, а не с одним-двумя, и ранее не подвергалась углубленной проверке. Да такие 10 рублей станут просто счастливым шансом для инспекторов заглянуть туда, куда их ранее не приглашали! Поэтому каждый бухгалтер должен несколько раз подумать, прежде чем принимать к вычету незначительную счет-фактуру на несколько рублей, которая повлечет настолько долгоиграющие последствия.

Здесь же следует обратить внимание некоторых возмещенцев вот на какой факт. Если все же сумма налога была заявлена к возмещению, камеральная проверка прошла благополучно и налог был возвращен, то это еще не повод расслабляться. Дело в том, что возмещение - это арифметическое превышение суммы налогового вычета над суммой налога, исчисленного с размера налоговой базы. А попросту говоря - купили за квартал больше, чем продали. Если речь не идет о приобретении дорогостоящих основных средств, которые априори не предполагается продавать, то в последующих периодах налоговая будет от вас ждать начисления соразмерной суммы налога к уплате. Если вы купили большую партию товара и храните ее на складе, то ее вы и должны продать, причем с некоторой наценкой. Логика, конечно, немного примитивная, но тем не менее, у инспектора будет повод отслеживать последующую отчетность, а при необходимости запрашивать выписки по движению денежных средств по расчетному счету в банке, инициировать встречные проверки в адреса контрагентов. И не исключено, что объявится недобросовестный контрагент, а там и до акта налоговой проверки недалеко. Поэтому так важно придерживаться понятной для налоговой службы политики в этом вопросе.

Убыточные организации - это те лица, которые заявляют суммы убытка по результатам деятельности в декларациях по налогу на прибыль организаций в двух и более периодах подряд. Иными словами говоря, если в этом отчетном периоде у вас сложилась сумма убытка, то в следующем вы однозначно должны постараться, чтобы не допустить повторения ситуации. Будут ли это усиленные действия со стороны коммерческого отдела или профессиональные хитрости бухгалтера - неважно. Главное, таким образом вы избежите неприятных вызовов на тематические комиссии по убыткам и потока бесконечных писем и обращений от инспекции.

Что касается деятельности индивидуальных предпринимателей, то они должны контролировать соотношение доходов и расходов по декларации 3-НДФЛ.

Лица, представившие налоговую декларацию по любому из налогов, в которой ранее исчисленная сумма налога была уменьшена, должны помнить о введении относительно новой нормы закона, которая дает право налоговикам истребовать соответствующие пояснения. А если учесть ту самую новизну этой нормы, то можно судить о том, что в этом направлении пока налоговые органы очень активно работают, поэтому вероятность попасть в поле зрения инспектора очень высока для каждого такого плательщика.

Лица, которые периодически попадают в план углубленных налоговых проверок

К этой категории можно с уверенностью отнести нулевиков, лиц, имеющих в декларации по НДС высокую долю вычетов, лиц, чьи показатели налоговой и бухгалтерской отчетности противоречат друг другу, и лиц, не представляющих бухгалтерскую отчетность.

Начнем с последних. Пожалуй, это не слишком распространенное явление, но тем не менее, учитывая, что за непредставление именно бухгалтерской отчетности налоговики не имеют право приостанавливать операции по расчетному счету, некоторые бухгалтера злоупотребляют своей обязанностью и откладывают бухотчетность «на потом». Разумеется, каждый инспектор видит, что в общем ряде поданных отчетов имеется нехватка и начинает всеми доступными способами влиять на нерадивого налогоплательщика. Способы эти могут быть направлены как на исправление ситуации, так и сразу на поиски основания для штрафов и доначислений, чтобы отбить охоту к несвоевременному представлению бухгалтерской отчетности раз и навсегда.

Следующая ситуация складывается тогда, когда все отчеты исправно представлены, но их показатели противоречат друг другу. Причем такая картина имеет довольно широкое распространение. Могут быть некорректно заполнены как строки одной декларации, так и взаимозависимые показатели разных отчетов. Например, если суммарная налоговая база по НДС за четыре квартала одного года составила один миллион рублей, а в декларации по налогу на прибыль доходы в годовом отчете указаны в размере двух миллионов рублей, то это не может удовлетворить проверяющий орган и он будет искать причины такого расхождения. Пояснениями, встречными проверками, допросами... Поэтому, представляя несколько отчетов, нужно составлять не каждый из них в отдельности, а весь пакет в комплексе.

Доля вычетов по НДС - вопрос, изученный всесторонне, но не теряющей своей актуальности. Доля вычетов - это отношение размера вычета к размеру исчисленного налога, умноженное на 100. К примеру, если с налоговой базы был исчислен налог в сумме 120 рублей, а налоговый вычет составил 118 рублей, то искомая доля равна 98,33 - это очень высокий показатель риска. Причем такие показатели разнятся по регионам России. Где-то допустимое значение устанавливают на уровне 96, а где-то и на уровне 86. Такие данные периодически публикуются и муссируются. Но тем не менее, если рассмотренная доля превышает 97%, то с уверенностью можно сказать - вероятность проведения углубленных контрольных мероприятий за соответствующий период значительно возрастает. Особенно надо избегать таких результатов тем, кто имеет очень большие миллионные обороты в деятельности. Разумеется, проверить такую организацию гораздо предпочтительнее, чем другую с аналогичной долей вычета, но пятнадцатью тысячами выручки за квартал.

Еще один специфический термин - нулевики. То есть налогоплательщики, представляющие отчетность с исчислением нулевых показателей по итогам деятельности. Такая практика не противоречит закону, но вызывает обоснованные сомнения - а стоило ли регистрировать организацию, ИП, если не получать никаких доходов. Поэтому, представляя подобную отчетность налогоплательщик должен быть уверен в том, что, как минимум, по его расчетному счету не было приходов денежных средств в качестве выручки за определенный период. Потому как первое, что сделает налоговый орган - это запросит выписку по движению средств на расчетном счете в банке. А если есть зарегистрированный кассовый аппарат, то следует ожидать проверку соблюдения требований Федерального закона № 54-фз «О применении ККТ...», результатом которой в том числе будет снятие фискального отчета за интересующий налоговую период деятельности.

Дополнительные критерии отбора плательщиков в план углубленных проверок

Такие критерии могут служить самостоятельным основанием для инициации специальных контрольных мер, а могут лишь усугубить ситуацию, вызванную иными причинами.

Прежде всего, это систематическое обналичивание значительных сумм денежных средств, а попросту снятие денег через банкомат обслуживающего банка или перевод на личную пластиковую карту. Да, вполне законны ситуации, когда организации по производственным нуждам требуется именно наличка, а впоследствии в учете появятся документы, подтверждающие цели ее расходования. Но для неблагонадежных налогоплательщиков обналичка - это способ получить в личное распоряжение «живые» деньги, заработанные незаконными путями. Подобные мошеннические схемы прекрасно видны даже при наличии у инспектора только одной банковской выписки, поэтому надеяться на то, что такая практика не вызовет подозрений - попросту неумно.

Систематическое представление большого количества уточненных деклараций по одному и тому же налогу за один и тот же период. Действительно, в кодексе не существует ограничения по количеству уточненных деклараций, которые может представить плательщик. Но если такая ситуация становится ежеквартальной нормой, то для инспектора это причина озаботится вопросом - не пытается ли проверяемое лицо таким образом свести концы с концами в «белой» и «черной» бухгалтерии.

Довольно распространенной является практика неполучения корреспонденции от налогового органа. При отсутствии контактных телефонов в отчетности это может стать для инспектора большой проблемой. Самое маленькое сомнение налоговика, которое остается неразрешенным, может повлечь целую цепочку контрольных мероприятий, которых можно было бы с легкостью избежать, вовремя ответив на вполне безобидное письмо налогового органа (а большинство писем из инспекций именно такими и бывают). Поэтому в случае несовпадения юридического и фактического адреса нужно организовать бесперебойное получение писем от официальных органов.

Таковы самые распространенные критерии отбора налогоплательщиков для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках традиционных камеральных проверок. Для кого-то ознакомление с этим перечнем станет возможностью любыми путями «уйти» в безопасную зону. Для иных налогоплательщиков такой материал - возможность предвосхитить грядущие события и провести надлежащую к ним подготовку. В любом случае, подобная информация должна быть разумно использована руководством хозяйствующего лица во благо развития бизнеса.

Evgenia
Evgenia 15.03.2014 13:35, просмотры: 4140
10 сообщений на сайте
Послать сообщение Добавить в Контакты